anna_psy (anna_psy) wrote,
anna_psy
anna_psy

Categories:

Мама, посмотри, как я могу!

Недавно я прочитала книгу какого-то западного психолога, где центральной мыслю было: “Хватит просто так хвалить детей! Это вредно! Нужно хвалить редко и только за дело!”

Ну, в общем-то поспорить трудно. Но я подумала, когда же успело вырасти целое поколение родителей, перехваливающих детей настолько, что возникла необходимость это останавливать? Где оно? Я что-то пропустила?

Лично для меня самой большой неожиданностью во время работы с детьми аутистами стала именно проблема с похвалой. Оказалось, что хвалить-то я как раз не умею. А именно это и нужно было делать. Причем постоянно и от души.

И мне пришлось учиться. Буквально, первое время выдавливая из себя по капле слова искренней поддержки, восхищения и радости успехами другого.

“Как здорово у тебя получилось!”

“Ты САМ это сделал? Вот это да!”

“Ничего себе, как это тебе удалось!”

Но, впрочем как и всегда, дело тут было вовсе не в словах.

Когда мы кого-то чему-то учим, в нас буквально прошито обращать внимание на ошибки и поправлять. Мы словно заточены на это. В случае успеха, мы в лучшем случае говорим дежурное “Молодец!”, а зачастую просто воспринимаем это как должное.

Но метод обучения аутистов называется безошибочным. А это значит - никаких ошибок, никакого поправления. Что же делать? Переучиваться.

А теперь давайте отвлечемся от ситуации обучения и просто… всмотримся в то, как мы живем рядом с нашими близкими. Что вылетает из наших уст чаще? “Как здорово ты…” или “Ты опять…”?

И мы с вами плавно перешли к главному постулату прикладного анализа поведения, и звучит он так: то поведение ребенка, которое мы подкрепляем (поощряем) – усиливается, а то, что не подкрепляем – сходит на нет.

Казалось бы, все просто. Обращай внимание на “желательное” поведение и подкрепляй его, и не обращай внимание на “нежелательное”. Но на деле возникает много вопросов.

Где первый и главный: “Что значит, не обращай внимание!?”…

Но об этом в следующий раз)

Ваша я.
TGBrYdQDuX8
Tags: прикладной анализ поведения, про жизнь, родительство
Subscribe

  • Вот почему...

    Давайте представим, что человек шел-шел, зазевался, оступился и упал в яму. Глубокую. Что делать? Как выбираться? Вариантов много, и один из них –…

  • * * *

    Я поворачиваюсь и вижу ноутбук щедро закрашенный гуашью. «Слава Богу, что не клавиатура» - проносится в голове. Пытаюсь отмыть. Гуашь въедлива.…

  • Про психосоматику...

    Два женских тренера, обучающие тысячи женщин жить «правильную женскую» жизнь, одновременно обнаруживают у себя рак груди. 4 стадия. Обе борются, и…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments